Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление.
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативные документы:
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности .
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Региональный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021-2022 учебный год.
- Муниципальный план по формированию функциональной грамотности в ОО Емельяновского района.
- Приказ МКУ Управление образованием администрации Емельяновского района от 14.10.2021г. №28 О реализации комплекса мер по повышению функциональной грамотности обучающихся;
- Приказ МКУ Управление образованием администрации Емельяновского района № 31 от 21.12.2021 О создании рабочих группах по функциональной грамотности.
- Приказ МКУ Управление образованием администрации Емельяновского района № 3 от 13.01.2022 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Емельяновского района.
- Приказ МБОУ Еловская СОШ № 01-08-288 от 15.10.2021 Об утверждении школьного плана мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год.
- Приказ МБОУ Еловская СОШ № 01-05-192-1 от 02.09.2022 Об утверждении школьного плана мероприятий , направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год.
- Приказ МБОУ Еловская СОШ № 01-05-289 от 15.10.2021 О назначении ответственных за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Электронный банк заданий:
- Читательская грамотность.
- Математическая грамотность.
- Естественнонаучная грамотность.
- Финансовая грамотность.
- Глобальные компетенции.
- Креативное мышление.
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО.
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ.
Методические материалы:
- Инструкция по работе с банком заданий «Российская электронная школа».
- Разработки уроков с применением задач из банка заданий по формированию ФГ.
- Сборник информационно-методических материалов для педагогов по ФГ от института стратегии образования.
- Что значит быть грамотным. Методические материалы для детей и родителей.
- Записи вебинаров по формированию различных видов ФГ на сайте ККИПК.
Методические разработки учителей Еловской СОШ.
- Краева Л.А. Викторина по финансовой грамотности.
- Козлова К.Н. Стационарная игра «Семейный бюджет».
- Райская А.И. Урок открытия новых знаний «Семейные доходы и расходы».
- Тухватулина Р.З. Квиз-игра «Мой бюджет».
- Конспект урока по литературному чтению 2 класс.
- Артышко Е. Л. Задачи с экономическим содержанием на уроках информатики.
- Терентьева Н.В. Викторина 6 класс Веселая география.
- Терентьева Н.В. Приемы и методы функциональной грамотности, используемые в работе.
- Терентьева Н.В. Приемы читательской грамотности.
- Терентьева Н.В. Функциональная грамотность на уроках географии.
- Неволина Е.Г. Урок русского языка в 6 классе «Буквы о, е, ё после шипящих в корнях слов, суффиксах и окончаниях существительных».